История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев его своими глазами, сказать невозможно.

Затем один вельможа доложил:
-Великий государь, я прочитал в одной книге, что Шахи-Зинда будет пребывать в молитве в этом колодец до тех пор снова не придёт на Землю новый мессия. Тогда Шахи-Зинда выйдет из колодца и покажется народу.

Но Тимур не поверил приближенным. Он вызвал добровольцев и пообещал награду тому, кто спустится в колодец и проверит, действительно ли в колодце обитает Живой царь. Он сулил огромные богатства смельчакам, которые спустятся в колодец, но никто не хотел рисковать жизнью, так как в сказаниях говорилось об огнедышащем драконе, который охраняет вход в колодец. На предложение Тимура вызвался один человек из числа воинов, по имени Хида. Хида был бесстрашным воином и обладал громадной силой. Соблазнился он на великое богатство и почести, предстал перед государем и заявил, что исполнит желание повелителя и спустится в колодец.

Хида обвязал себя верёвкой и начал спускаться в колодец. Поначалу он ничего не увидел внизу, но Хида был умный воин, много повидавший. Он сел на землю и закрыл глаза, а затем резко их открыл и увидел, что колодец освещён. В глубине он увидел пещеру и, не раздумывая, отправился туда. Перед его взором предстала необыкновенная картина: дворец, покрытый драгоценными камнями. Со всех четырёх сторон к нему примыкали суфы, а фасад его был точно отштукатурен расплавленным золотом. С каждой стороны дворца на суфах стояло по одному трону, украшенному драгоценными камнями.

Немало дивился Хида несравненной красотой дворца. Много стран он исходил с Тимуром, много видел разных диковин, много слышал чудесного, но ничего подобного этому дворцу даже во сне не снилось. Однако сколько он не ходил, сколько не смотрел в разные стороны, никто не выходил, и нигде не было видно человека. Хида вошёл во дворец, но и здесь никого не было. Ходил Хида по дворцу, и, наконец, открыв одну дверь, вошёл в громадный сад, такой прекрасный, равного которому нет на земле. Это был райский сад. Хида решил попробовать плоды на деревьях, но внезапно его остановил страшный голос и Хида бросился бежать сломя голову.

Он оказался на лугу и увидел трёх старцев. А вокруг них толпились люди в белых и голубых одеждах. Хида спросил у стоящего рядом человека: Таксыр (господин), кто сей великий муж, от которого исходит свет и как имена тех двух благородных старцев, сидящих с ним?

Тот отвечал: Знай, раб Божий, что сидящий в середине – Шахи-Зинда Куссам, сын Аббаса; сидящий справа – пророк Хызр, а слева пророк Ильяс. Люди, которых ты здесь видишь, это души будущих людей и души умерших праведных людей – первые в белой одежде, последние в зелёной. Все они по велению божью собираются сюда каждый день, чтобы поклониться и служить хазрату (святому) Шахи-Зинда, а затем, разлетаются на тех конях, которые ты видишь, направо и налево, на восток и запад, по всему миру.

Тут Шахи-Зинда обратил внимание на Хиду. Испугался Хида, упал на землю. Шахи Зинда в гневе сказал Хиде: Раб Божий, ты совершил дерзкий поступок, спустившись в колодец и явившись между душами праведных людей. Разве ты своим беспокойством не боялся прогневать меня? Неужели ты не знал, что по моему приказанию тебя могут сделать участником постоянного мира, привести в первобытный, доземной вид? Если я поступлю так, то этим избавлюсь от других, подобных тебе дерзких людей, которые может быть тоже пожелают сойти в колодец и побывать ради любопытства в царстве чистых душ.

Хида в страхе стал оправдываться: О, Хазрат, не наказывай меня, я не по своей воле спустился в колодец. В мире явился великий государь – Амир Темур. Он уже завоевал половину вселенной и хочет завладеть всей землёй. Он насильно послал меня сюда. Разве я мог ослушаться его?

Но Шахи-Зинда ответил, что Тимур не заставлял его лезть в колодец, а привела Хиду сюда лишь его собственная жадность. И еще он добавил, что отпустит Хиду, но если он расскажет о том, что увидел, то ослепнет, и все его потомки тоже будут слепыми. Темур, же за свою дерзость поплатится тем, что никогда не завоюет Китай.

Когда Хида вернулся к Тимуру, тот спросил его о Шахи-Зинде. Хида упал на колени и попросил не требовать рассказа, иначе он и все его потомки ослепнут. Темур обещал пожизненно наградить Хиду и его потомков любыми землями и огромными богатствами. Тогда Хида рассказал Темуру о том, что увидел, после чего из его глаз выкатились две слезы и он ослеп. Все его потомки рождались в будущем слепыми, так исполнилась первая часть пророчества. Что касается Тимура, то из истории известно, что во время похода на Китай, великий полководец умер в городе Отраре, так и не завоевав это государство. Вторая часть пророчества Шахи-Зинды сбылась….

Мавзолей Ходжи Данияра, Самарканд

На берегу у небольшого притока Зерафшана – Сиаба стоит святое место, на которое снизошло благословение. Здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другая версия гласит, что здесь лежит Донияр (Даниер) - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса, но все мнения сходятся на том, что Донияр – святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Считается, что дух захороненного здесь святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Верующие приезжают сюда для молитвы у мавзолея с просьбами о помощи. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия мавзолея.

Так кто же захоронен в самаркандском мавзолее? По одной из версий мощи святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Темуром. Легенда гласит, что Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, завоевав почти все города, но подойдя со своей огромной армией к маленькому городу в Иране – Сузы, не смог его захватить, так как город оказал невиданное сопротивление и не сдавался непобедимой армии. Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю с вопросом, почему он не может взять город и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниила, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил власти предать их земле, а у...

Читать

Легенда о Барсе – защитнике Самарканда

«Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Так описывает эту легенду древний историк и путешественник Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис.

И, действительно, Самарканд – это город, в котором на многих памятниках изображен барс или лев, как символ величия и могущества самаркандцев. Символ барса встречается не только в архитектуре, но и в ремесленном производстве и даже на нашей национальной валюте. Самые известные изображения барсов находятся на портальной части медресе Шердор. «Шер» - в переводе с персидского языка означает «лев».

Говорят, что символ льва был принесен на земли Самарканда иранцами, но при арабах и тюрках он сменился символами барса и леопарда. И с этих пор олицетворяет силу и могущество Великого Самарканда.

По легенде, когда жители Самарканда достроили город, с гор спустился величественный барс. Он подошел к городским стенам, и гордо, как царь зверей, стал обходить все жилые постройки и городские стены. Затем он ушел в горы. Жители Самарканда поняли, что царь зверей одобрил их действия и, отныне, он стал защитником города. С тех пор барс – символ Самарканда.

...

Читать

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрыт...

Читать