Мавзолей Чашма-Аюб — культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. В настоящее время в нем располагается Музей воды. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. Он неоднократно перестраивался на протяжении XIV—XIX веков. При Тимуре мавзолей был достроен окончательно. Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчивал купол. Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже.

С этим мавзолеем связана легенда о пророке Иове. Было время в Бухаре, когда пустынные ветра властвовали над городом, и жители страдали от засухи. Они молили Аллаха ниспослать им чудо и спасти от засухи. И Всевышний внял их мольбам. В это время через Бухарские земли путешествовал пророк Иов. Он ударил посохом об землю и появился целительный источник, который спас бухарцев от верной смерти. Благодарные жители назвали источник Чашма Аюб – источник Святого Аюба.

Легенда о Барсе – защитнике Самарканда

«Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Так описывает эту легенду древний историк и путешественник Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис.

И, действительно, Самарканд – это город, в котором на многих памятниках изображен барс или лев, как символ величия и могущества самаркандцев. Символ барса встречается не только в архитектуре, но и в ремесленном производстве и даже на нашей национальной валюте. Самые известные изображения барсов находятся на портальной части медресе Шердор. «Шер» - в переводе с персидского языка означает «лев».

Говорят, что символ льва был принесен на земли Самарканда иранцами, но при арабах и тюрках он сменился символами барса и леопарда. И с этих пор олицетворяет силу и могущество Великого Самарканда.

По легенде, когда жители Самарканда достроили город, с гор спустился величественный барс. Он подошел к городским стенам, и гордо, как царь зверей, стал обходить все жилые постройки и городские стены. Затем он ушел в горы. Жители Самарканда поняли, что царь зверей одобрил их действия и, отныне, он стал защитником города. С тех пор барс – символ Самарканда.

...

Читать

Легенда о минарете Калян

Множество легенд связано с самым высоким минаретом в Средней Азии – минаретом Калян, находящимся в Бухаре. Минарет Калян – Большая Башня, но у него есть ещё одно название – Башня Смерти, так как раньше с него сбрасывали осужденных ханом людей. Множество легенд связано с девушками, которых казнили по приказу хана.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена жил шах. Он был жесток и своенравен. Он был плохим правителем, и все время проводил в наслаждениях. У шаха была жена, которая пыталась помочь людям и исправить ситуацию в государстве. Но, боясь мужа, она делала это в тайне. Однажды тайна была раскрыта и разгневанный шах приказал сбросить свою жену с Башни Смерти. Шахиня была женщиной умной. Накануне казни она попросила мужа исполнить ее последнее желание. Он дал согласие.

В день казни шахиня одела все свои платья и юбки и с гордо поднятой головой поднялась на башню. Вокруг минарета собрался весь народ, что бы проводить в последний путь свою любимую правительницу. Мудрая женщина спокойно встала на край минарета и спрыгнула вниз. Народ замер, но в ту же секунду в толпе послышались крики: «О, чудо!» Женщина не погибла, потому что её платья надулись парашютом и аккуратно спустили её вниз, на землю. Отдав должное смелости и смекалке жены, шах отменил казнь.

...

Читать

Легенда о Биби-ханум

Название мечети – Биби-ханум - очень поэтично, как и легенда, связанная с её постройкой. По преданию мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханум в честь возвращения мужа из похода на Индию. По её замыслу мечеть должна была стать самым грандиозным творением Самарканда. Зодчий, руководящий постройкой мечети, безумно влюбился в красавицу-царицу и всячески оттягивал окончание работ. Биби-ханум была в ярости от этой задержки, так как Тимур должен был возвратиться уже совсем скоро, а здание все еще не было готово. Когда царица потребовала от зодчего поторопиться со строительством мечети, зодчий поставил ей условие: здание будет готово в срок, если она разрешит ему себя поцеловать.

 

В ответ царица приказала слуге принести яйца, раскрашенные в разные цвета, и сказала зодчему: “Посмотри на эти яйца. Только с виду они все разные, а внутри - одинаковые. Таковы и мы, женщины! Я могу подарить тебе любую из рабынь, которую ты пожелаешь”. Тогда зодчий попросил принести два бокала: один из них он наполнил водой, а другой белым вином: “Посмотри на эти бокалы - с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”

Так царице пришлось согласиться с условиями дерзкого зодчего, но его поцелуй был настолько страстным, что на нежной щеке Биби-ханум остался яркий след. Возвратился из похода Тимур. Он был восхищ...

Читать