История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев его своими глазами, сказать невозможно.

Затем один вельможа доложил:
-Великий государь, я прочитал в одной книге, что Шахи-Зинда будет пребывать в молитве в этом колодец до тех пор снова не придёт на Землю новый мессия. Тогда Шахи-Зинда выйдет из колодца и покажется народу.

Но Тимур не поверил приближенным. Он вызвал добровольцев и пообещал награду тому, кто спустится в колодец и проверит, действительно ли в колодце обитает Живой царь. Он сулил огромные богатства смельчакам, которые спустятся в колодец, но никто не хотел рисковать жизнью, так как в сказаниях говорилось об огнедышащем драконе, который охраняет вход в колодец. На предложение Тимура вызвался один человек из числа воинов, по имени Хида. Хида был бесстрашным воином и обладал громадной силой. Соблазнился он на великое богатство и почести, предстал перед государем и заявил, что исполнит желание повелителя и спустится в колодец.

Хида обвязал себя верёвкой и начал спускаться в колодец. Поначалу он ничего не увидел внизу, но Хида был умный воин, много повидавший. Он сел на землю и закрыл глаза, а затем резко их открыл и увидел, что колодец освещён. В глубине он увидел пещеру и, не раздумывая, отправился туда. Перед его взором предстала необыкновенная картина: дворец, покрытый драгоценными камнями. Со всех четырёх сторон к нему примыкали суфы, а фасад его был точно отштукатурен расплавленным золотом. С каждой стороны дворца на суфах стояло по одному трону, украшенному драгоценными камнями.

Немало дивился Хида несравненной красотой дворца. Много стран он исходил с Тимуром, много видел разных диковин, много слышал чудесного, но ничего подобного этому дворцу даже во сне не снилось. Однако сколько он не ходил, сколько не смотрел в разные стороны, никто не выходил, и нигде не было видно человека. Хида вошёл во дворец, но и здесь никого не было. Ходил Хида по дворцу, и, наконец, открыв одну дверь, вошёл в громадный сад, такой прекрасный, равного которому нет на земле. Это был райский сад. Хида решил попробовать плоды на деревьях, но внезапно его остановил страшный голос и Хида бросился бежать сломя голову.

Он оказался на лугу и увидел трёх старцев. А вокруг них толпились люди в белых и голубых одеждах. Хида спросил у стоящего рядом человека: Таксыр (господин), кто сей великий муж, от которого исходит свет и как имена тех двух благородных старцев, сидящих с ним?

Тот отвечал: Знай, раб Божий, что сидящий в середине – Шахи-Зинда Куссам, сын Аббаса; сидящий справа – пророк Хызр, а слева пророк Ильяс. Люди, которых ты здесь видишь, это души будущих людей и души умерших праведных людей – первые в белой одежде, последние в зелёной. Все они по велению божью собираются сюда каждый день, чтобы поклониться и служить хазрату (святому) Шахи-Зинда, а затем, разлетаются на тех конях, которые ты видишь, направо и налево, на восток и запад, по всему миру.

Тут Шахи-Зинда обратил внимание на Хиду. Испугался Хида, упал на землю. Шахи Зинда в гневе сказал Хиде: Раб Божий, ты совершил дерзкий поступок, спустившись в колодец и явившись между душами праведных людей. Разве ты своим беспокойством не боялся прогневать меня? Неужели ты не знал, что по моему приказанию тебя могут сделать участником постоянного мира, привести в первобытный, доземной вид? Если я поступлю так, то этим избавлюсь от других, подобных тебе дерзких людей, которые может быть тоже пожелают сойти в колодец и побывать ради любопытства в царстве чистых душ.

Хида в страхе стал оправдываться: О, Хазрат, не наказывай меня, я не по своей воле спустился в колодец. В мире явился великий государь – Амир Темур. Он уже завоевал половину вселенной и хочет завладеть всей землёй. Он насильно послал меня сюда. Разве я мог ослушаться его?

Но Шахи-Зинда ответил, что Тимур не заставлял его лезть в колодец, а привела Хиду сюда лишь его собственная жадность. И еще он добавил, что отпустит Хиду, но если он расскажет о том, что увидел, то ослепнет, и все его потомки тоже будут слепыми. Темур, же за свою дерзость поплатится тем, что никогда не завоюет Китай.

Когда Хида вернулся к Тимуру, тот спросил его о Шахи-Зинде. Хида упал на колени и попросил не требовать рассказа, иначе он и все его потомки ослепнут. Темур обещал пожизненно наградить Хиду и его потомков любыми землями и огромными богатствами. Тогда Хида рассказал Темуру о том, что увидел, после чего из его глаз выкатились две слезы и он ослеп. Все его потомки рождались в будущем слепыми, так исполнилась первая часть пророчества. Что касается Тимура, то из истории известно, что во время похода на Китай, великий полководец умер в городе Отраре, так и не завоевав это государство. Вторая часть пророчества Шахи-Зинды сбылась….

Сиявуш и Афросиаб

Величественный Арк, на протяжении столетий служивший оплотом всем правителям Бухары, имеет свою историю и легенды. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

В исторических источниках («История Бухары» Абубакра Наршахи) Арк еще называют Кухиндисом. По преданию Арк был построен легендарным героем Сиявушем, женившимся на дочери царя Турана Афрасиаба – легендарного основателя Самарканда. Легенда о Сиявуше и Афросиабе описана во многих средневековых источниках, основанных на народных преданиях. Также эта легенда упоминается в «Авесте» – священной книге зороастризма, которая датируется приблизительно VII-VI вв. до н.э.

 

...

Читать

Легенда о минарете Калян

Множество легенд связано с самым высоким минаретом в Средней Азии – минаретом Калян, находящимся в Бухаре. Минарет Калян – Большая Башня, но у него есть ещё одно название – Башня Смерти, так как раньше с него сбрасывали осужденных ханом людей. Множество легенд связано с девушками, которых казнили по приказу хана.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена жил шах. Он был жесток и своенравен. Он был плохим правителем, и все время проводил в наслаждениях. У шаха была жена, которая пыталась помочь людям и исправить ситуацию в государстве. Но, боясь мужа, она делала это в тайне. Однажды тайна была раскрыта и разгневанный шах приказал сбросить свою жену с Башни Смерти. Шахиня была женщиной умной. Накануне казни она попросила мужа исполнить ее последнее желание. Он дал согласие.

В день казни шахиня одела все свои платья и юбки и с гордо поднятой головой поднялась на башню. Вокруг минарета собрался весь народ, что бы проводить в последний путь свою любимую правительницу. Мудрая женщина спокойно встала на край минарета и спрыгнула вниз. Народ замер, но в ту же секунду в толпе послышались крики: «О, чудо!» Женщина не погибла, потому что её платья надулись парашютом и аккуратно спустили её вниз, на землю. Отдав должное смелости и смекалке жены, шах отменил казнь.

...

Читать

Самарканд - Столица империи Тамерлана

На юго-востоке Узбекистана, в живописной долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор раскинулся город Самарканд.

Самарканд – удивительный город. Какие бы эпитеты не придумывали для него философы и поэты - Зеркало Мира, Сад души, Жемчужина Востока, Лик Земли - выразить всю его красоту и богатство словами, пожалуй, невозможно. Можно лишь воочию насладиться всем его блеском и великолепием.

За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъемов и упадков, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад - к Персии, на Восток - к Китаю и на Юг - к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.

Среди завоевателей, вписавших своё имя в историю города, – Александр Македонский, Чингисхан и Амир Тимур, сделавший Самарканд столицей своей огромной империи. Во времена правления Улугбека, внука Тимура, Самарканд превратился в научный и культурный центр Среднего Востока.

Сегодня Самарканд – место, где бережно хранятся реликвии древности. Город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря обилию сохранившихся здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире.

...

Читать