На берегу у небольшого притока Зерафшана – Сиаба стоит святое место, на которое снизошло благословение. Здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другая версия гласит, что здесь лежит Донияр (Даниер) - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса, но все мнения сходятся на том, что Донияр – святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Считается, что дух захороненного здесь святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Верующие приезжают сюда для молитвы у мавзолея с просьбами о помощи. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия мавзолея.

Так кто же захоронен в самаркандском мавзолее? По одной из версий мощи святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Темуром. Легенда гласит, что Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, завоевав почти все города, но подойдя со своей огромной армией к маленькому городу в Иране – Сузы, не смог его захватить, так как город оказал невиданное сопротивление и не сдавался непобедимой армии. Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю с вопросом, почему он не может взять город и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниила, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил власти предать их земле, а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы святого.

Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и больше не двигались. Как не старались погонщики, верблюды не сдвинулись с места. Тогда было решено предать прах святого земле, а на его месте был воздвигнут мавзолей.

По другой версии в мавзолее лежат останки пророка Табба. Эта версия упоминается в "Малой Кандии", которая ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает услышать откровение, должен каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре пророка…"

Существует еще одна легенда о том, что в мавзолее лежат останки Даниила, сподвижника Куссама ибн Аббаса. О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Куссамой ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

Площадь Регистан в Самарканде

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, к...

Читать

Легенда о Барсе – защитнике Самарканда

«Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Так описывает эту легенду древний историк и путешественник Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис.

И, действительно, Самарканд – это город, в котором на многих памятниках изображен барс или лев, как символ величия и могущества самаркандцев. Символ барса встречается не только в архитектуре, но и в ремесленном производстве и даже на нашей национальной валюте. Самые известные изображения барсов находятся на портальной части медресе Шердор. «Шер» - в переводе с персидского языка означает «лев».

Говорят, что символ льва был принесен на земли Самарканда иранцами, но при арабах и тюрках он сменился символами барса и леопарда. И с этих пор олицетворяет силу и могущество Великого Самарканда.

По легенде, когда жители Самарканда достроили город, с гор спустился величественный барс. Он подошел к городским стенам, и гордо, как царь зверей, стал обходить все жилые постройки и городские стены. Затем он ушел в горы. Жители Самарканда поняли, что царь зверей одобрил их действия и, отныне, он стал защитником города. С тех пор барс – символ Самарканда.

...

Читать

Легенда о Биби-ханум

Название мечети – Биби-ханум - очень поэтично, как и легенда, связанная с её постройкой. По преданию мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханум в честь возвращения мужа из похода на Индию. По её замыслу мечеть должна была стать самым грандиозным творением Самарканда. Зодчий, руководящий постройкой мечети, безумно влюбился в красавицу-царицу и всячески оттягивал окончание работ. Биби-ханум была в ярости от этой задержки, так как Тимур должен был возвратиться уже совсем скоро, а здание все еще не было готово. Когда царица потребовала от зодчего поторопиться со строительством мечети, зодчий поставил ей условие: здание будет готово в срок, если она разрешит ему себя поцеловать.

 

В ответ царица приказала слуге принести яйца, раскрашенные в разные цвета, и сказала зодчему: “Посмотри на эти яйца. Только с виду они все разные, а внутри - одинаковые. Таковы и мы, женщины! Я могу подарить тебе любую из рабынь, которую ты пожелаешь”. Тогда зодчий попросил принести два бокала: один из них он наполнил водой, а другой белым вином: “Посмотри на эти бокалы - с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”

Так царице пришлось согласиться с условиями дерзкого зодчего, но его поцелуй был настолько страстным, что на нежной щеке Биби-ханум остался яркий след. Возвратился из похода Тимур. Он был восхищ...

Читать