На берегу у небольшого притока Зерафшана – Сиаба стоит святое место, на которое снизошло благословение. Здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другая версия гласит, что здесь лежит Донияр (Даниер) - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса, но все мнения сходятся на том, что Донияр – святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Считается, что дух захороненного здесь святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Верующие приезжают сюда для молитвы у мавзолея с просьбами о помощи. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия мавзолея.

Так кто же захоронен в самаркандском мавзолее? По одной из версий мощи святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Темуром. Легенда гласит, что Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, завоевав почти все города, но подойдя со своей огромной армией к маленькому городу в Иране – Сузы, не смог его захватить, так как город оказал невиданное сопротивление и не сдавался непобедимой армии. Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю с вопросом, почему он не может взять город и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниила, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил власти предать их земле, а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы святого.

Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и больше не двигались. Как не старались погонщики, верблюды не сдвинулись с места. Тогда было решено предать прах святого земле, а на его месте был воздвигнут мавзолей.

По другой версии в мавзолее лежат останки пророка Табба. Эта версия упоминается в "Малой Кандии", которая ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает услышать откровение, должен каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре пророка…"

Существует еще одна легенда о том, что в мавзолее лежат останки Даниила, сподвижника Куссама ибн Аббаса. О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Куссамой ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

Самарканд - Столица империи Тамерлана

На юго-востоке Узбекистана, в живописной долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор раскинулся город Самарканд.

Самарканд – удивительный город. Какие бы эпитеты не придумывали для него философы и поэты - Зеркало Мира, Сад души, Жемчужина Востока, Лик Земли - выразить всю его красоту и богатство словами, пожалуй, невозможно. Можно лишь воочию насладиться всем его блеском и великолепием.

За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъемов и упадков, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад - к Персии, на Восток - к Китаю и на Юг - к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.

Среди завоевателей, вписавших своё имя в историю города, – Александр Македонский, Чингисхан и Амир Тимур, сделавший Самарканд столицей своей огромной империи. Во времена правления Улугбека, внука Тимура, Самарканд превратился в научный и культурный центр Среднего Востока.

Сегодня Самарканд – место, где бережно хранятся реликвии древности. Город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря обилию сохранившихся здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире.

...

Читать

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрыт...

Читать

Мавзолей Чашма Аюб

Мавзолей Чашма-Аюб — культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. В настоящее время в нем располагается Музей воды. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. Он неоднократно перестраивался на протяжении XIV—XIX веков. При Тимуре мавзолей был достроен окончательно. Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчивал купол. Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже.

С этим мавзолеем связана легенда о пророке Иове. Было время в Бухаре, когда пустынные ветра властвовали над городом, и жители страдали от засухи. Они молили Аллаха ниспослать им чудо и спасти от засухи. И Всевышний внял их мольбам. В это время через Бухарские земли путешествовал пророк Иов. Он ударил посохом об землю и появился целительный источник, который спас бухарцев от верной смерти. Благодарные жители назвали источник Чашма Аюб – источник Святого Аюба.

...

Читать