Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества. 

 

Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики. Поражающие какой-то филигранной красотой узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. 

Восстановительные работы комплекса проводились и в 60-х годах XX века, и 90-е годы. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира Тимура Сохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре традиционной: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но есть здесь и новшества: призма основания - восьмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба. Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда. 

Легенда о Шахи-Зинде

История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев е...

Читать

Легенда о Барсе – защитнике Самарканда

«Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Так описывает эту легенду древний историк и путешественник Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис.

И, действительно, Самарканд – это город, в котором на многих памятниках изображен барс или лев, как символ величия и могущества самаркандцев. Символ барса встречается не только в архитектуре, но и в ремесленном производстве и даже на нашей национальной валюте. Самые известные изображения барсов находятся на портальной части медресе Шердор. «Шер» - в переводе с персидского языка означает «лев».

Говорят, что символ льва был принесен на земли Самарканда иранцами, но при арабах и тюрках он сменился символами барса и леопарда. И с этих пор олицетворяет силу и могущество Великого Самарканда.

По легенде, когда жители Самарканда достроили город, с гор спустился величественный барс. Он подошел к городским стенам, и гордо, как царь зверей, стал обходить все жилые постройки и городские стены. Затем он ушел в горы. Жители Самарканда поняли, что царь зверей одобрил их действия и, отныне, он стал защитником города. С тех пор барс – символ Самарканда.

...

Читать

Площадь Регистан в Самарканде

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, к...

Читать