Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества. 

 

Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики. Поражающие какой-то филигранной красотой узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. 

Восстановительные работы комплекса проводились и в 60-х годах XX века, и 90-е годы. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира Тимура Сохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре традиционной: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но есть здесь и новшества: призма основания - восьмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба. Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда. 

Сиявуш и Афросиаб

Величественный Арк, на протяжении столетий служивший оплотом всем правителям Бухары, имеет свою историю и легенды. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

В исторических источниках («История Бухары» Абубакра Наршахи) Арк еще называют Кухиндисом. По преданию Арк был построен легендарным героем Сиявушем, женившимся на дочери царя Турана Афрасиаба – легендарного основателя Самарканда. Легенда о Сиявуше и Афросиабе описана во многих средневековых источниках, основанных на народных преданиях. Также эта легенда упоминается в «Авесте» – священной книге зороастризма, которая датируется приблизительно VII-VI вв. до н.э.

 

...

Читать

Легенда о Биби-ханум

Название мечети – Биби-ханум - очень поэтично, как и легенда, связанная с её постройкой. По преданию мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханум в честь возвращения мужа из похода на Индию. По её замыслу мечеть должна была стать самым грандиозным творением Самарканда. Зодчий, руководящий постройкой мечети, безумно влюбился в красавицу-царицу и всячески оттягивал окончание работ. Биби-ханум была в ярости от этой задержки, так как Тимур должен был возвратиться уже совсем скоро, а здание все еще не было готово. Когда царица потребовала от зодчего поторопиться со строительством мечети, зодчий поставил ей условие: здание будет готово в срок, если она разрешит ему себя поцеловать.

 

В ответ царица приказала слуге принести яйца, раскрашенные в разные цвета, и сказала зодчему: “Посмотри на эти яйца. Только с виду они все разные, а внутри - одинаковые. Таковы и мы, женщины! Я могу подарить тебе любую из рабынь, которую ты пожелаешь”. Тогда зодчий попросил принести два бокала: один из них он наполнил водой, а другой белым вином: “Посмотри на эти бокалы - с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”

Так царице пришлось согласиться с условиями дерзкого зодчего, но его поцелуй был настолько страстным, что на нежной щеке Биби-ханум остался яркий след. Возвратился из похода Тимур. Он был восхищ...

Читать

Легенда о минарете Калян

Множество легенд связано с самым высоким минаретом в Средней Азии – минаретом Калян, находящимся в Бухаре. Минарет Калян – Большая Башня, но у него есть ещё одно название – Башня Смерти, так как раньше с него сбрасывали осужденных ханом людей. Множество легенд связано с девушками, которых казнили по приказу хана.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена жил шах. Он был жесток и своенравен. Он был плохим правителем, и все время проводил в наслаждениях. У шаха была жена, которая пыталась помочь людям и исправить ситуацию в государстве. Но, боясь мужа, она делала это в тайне. Однажды тайна была раскрыта и разгневанный шах приказал сбросить свою жену с Башни Смерти. Шахиня была женщиной умной. Накануне казни она попросила мужа исполнить ее последнее желание. Он дал согласие.

В день казни шахиня одела все свои платья и юбки и с гордо поднятой головой поднялась на башню. Вокруг минарета собрался весь народ, что бы проводить в последний путь свою любимую правительницу. Мудрая женщина спокойно встала на край минарета и спрыгнула вниз. Народ замер, но в ту же секунду в толпе послышались крики: «О, чудо!» Женщина не погибла, потому что её платья надулись парашютом и аккуратно спустили её вниз, на землю. Отдав должное смелости и смекалке жены, шах отменил казнь.

...

Читать