Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества. 

 

Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики. Поражающие какой-то филигранной красотой узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. 

Восстановительные работы комплекса проводились и в 60-х годах XX века, и 90-е годы. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира Тимура Сохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре традиционной: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но есть здесь и новшества: призма основания - восьмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба. Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда. 

Мавзолей Чашма Аюб

Мавзолей Чашма-Аюб — культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. В настоящее время в нем располагается Музей воды. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. Он неоднократно перестраивался на протяжении XIV—XIX веков. При Тимуре мавзолей был достроен окончательно. Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчивал купол. Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже.

С этим мавзолеем связана легенда о пророке Иове. Было время в Бухаре, когда пустынные ветра властвовали над городом, и жители страдали от засухи. Они молили Аллаха ниспослать им чудо и спасти от засухи. И Всевышний внял их мольбам. В это время через Бухарские земли путешествовал пророк Иов. Он ударил посохом об землю и появился целительный источник, который спас бухарцев от верной смерти. Благодарные жители назвали источник Чашма Аюб – источник Святого Аюба.

...

Читать

Площадь Регистан в Самарканде

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, к...

Читать

Сиявуш и Афросиаб

Величественный Арк, на протяжении столетий служивший оплотом всем правителям Бухары, имеет свою историю и легенды. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

В исторических источниках («История Бухары» Абубакра Наршахи) Арк еще называют Кухиндисом. По преданию Арк был построен легендарным героем Сиявушем, женившимся на дочери царя Турана Афрасиаба – легендарного основателя Самарканда. Легенда о Сиявуше и Афросиабе описана во многих средневековых источниках, основанных на народных преданиях. Также эта легенда упоминается в «Авесте» – священной книге зороастризма, которая датируется приблизительно VII-VI вв. до н.э.

 

...

Читать