«Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Так описывает эту легенду древний историк и путешественник Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис.

И, действительно, Самарканд – это город, в котором на многих памятниках изображен барс или лев, как символ величия и могущества самаркандцев. Символ барса встречается не только в архитектуре, но и в ремесленном производстве и даже на нашей национальной валюте. Самые известные изображения барсов находятся на портальной части медресе Шердор. «Шер» - в переводе с персидского языка означает «лев».

Говорят, что символ льва был принесен на земли Самарканда иранцами, но при арабах и тюрках он сменился символами барса и леопарда. И с этих пор олицетворяет силу и могущество Великого Самарканда.

По легенде, когда жители Самарканда достроили город, с гор спустился величественный барс. Он подошел к городским стенам, и гордо, как царь зверей, стал обходить все жилые постройки и городские стены. Затем он ушел в горы. Жители Самарканда поняли, что царь зверей одобрил их действия и, отныне, он стал защитником города. С тех пор барс – символ Самарканда.

Легенда о Шахи-Зинде

История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев е...

Читать

Легенда о минарете Калян

Множество легенд связано с самым высоким минаретом в Средней Азии – минаретом Калян, находящимся в Бухаре. Минарет Калян – Большая Башня, но у него есть ещё одно название – Башня Смерти, так как раньше с него сбрасывали осужденных ханом людей. Множество легенд связано с девушками, которых казнили по приказу хана.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена жил шах. Он был жесток и своенравен. Он был плохим правителем, и все время проводил в наслаждениях. У шаха была жена, которая пыталась помочь людям и исправить ситуацию в государстве. Но, боясь мужа, она делала это в тайне. Однажды тайна была раскрыта и разгневанный шах приказал сбросить свою жену с Башни Смерти. Шахиня была женщиной умной. Накануне казни она попросила мужа исполнить ее последнее желание. Он дал согласие.

В день казни шахиня одела все свои платья и юбки и с гордо поднятой головой поднялась на башню. Вокруг минарета собрался весь народ, что бы проводить в последний путь свою любимую правительницу. Мудрая женщина спокойно встала на край минарета и спрыгнула вниз. Народ замер, но в ту же секунду в толпе послышались крики: «О, чудо!» Женщина не погибла, потому что её платья надулись парашютом и аккуратно спустили её вниз, на землю. Отдав должное смелости и смекалке жены, шах отменил казнь.

...

Читать

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрыт...

Читать