На берегу у небольшого притока Зерафшана – Сиаба стоит святое место, на которое снизошло благословение. Здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другая версия гласит, что здесь лежит Донияр (Даниер) - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса, но все мнения сходятся на том, что Донияр – святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Считается, что дух захороненного здесь святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Верующие приезжают сюда для молитвы у мавзолея с просьбами о помощи. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия мавзолея.

Так кто же захоронен в самаркандском мавзолее? По одной из версий мощи святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Темуром. Легенда гласит, что Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, завоевав почти все города, но подойдя со своей огромной армией к маленькому городу в Иране – Сузы, не смог его захватить, так как город оказал невиданное сопротивление и не сдавался непобедимой армии. Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю с вопросом, почему он не может взять город и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниила, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил власти предать их земле, а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы святого.

Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и больше не двигались. Как не старались погонщики, верблюды не сдвинулись с места. Тогда было решено предать прах святого земле, а на его месте был воздвигнут мавзолей.

По другой версии в мавзолее лежат останки пророка Табба. Эта версия упоминается в "Малой Кандии", которая ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает услышать откровение, должен каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре пророка…"

Существует еще одна легенда о том, что в мавзолее лежат останки Даниила, сподвижника Куссама ибн Аббаса. О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Куссамой ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

Легенда о Шахи-Зинде

История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с имене...

Читать

Легенда о минарете Калян

Множество легенд связано с самым высоким минаретом в Средней Азии – минаретом Калян, находящимся в Бухаре. Минарет Калян – Большая Башня, но у него есть ещё одно название – Башня Сме...

Читать

Легенда о Биби-ханум

span style="color:rgb(79, 93, 110)">Название мечети – Биби-ханум - очень поэтично, как и легенда, связанная с её постройкой. По преданию мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханум в честь в...

Читать