Как только человек проходит под входным порталом Шахи-Зинды, пред ним открывается мир легенд и тайн. В самом начале комплекса перед посетителями предстает 40-ступенчатая лестница, которая олицетворяет путь покаяния и молитв. Связанное с ней предание до сих пор живо в сердцах людей. Каждый посетитель Шахи-Зинды, будь то верующий или турист, обязательно начинает считать ступени, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов, поэтому сегодня посторонний наблюдатель может с интересом наблюдать, как многочисленные посетители комплекса усердно пересчитывают ступени. Но не многие знают, что следуют более глубокой духовной традиции.

В средние века машад Куссамы был местом паломничества – своеобразной Меккой Средней Азии. В этот период в мавзолее появляется Лестница – символ великой трансформации человеческого духа. Паломники должны были при подъеме на каждую ступень Лестницы декламировать стихи из Корана и размышлять об Аллахе. Некоторые проделывали аналогичный путь в своей душе, сидя под крышей айвана у подножия Лестницы. И только на 40-й день, верующий поднимался по лестнице, ведущей к верхней мечети комплекса и главному мавзолею.

Все это происходило днём. Ночью паломников заменяли мусульманские мистики - суфии, совершая на Лестнице свои песнопения – концентрированные упоминания имён Аллаха. В зависимости от духовной школы, которой они следовали, эти радения были молчаливыми, произносились про себя или громкими с выкриками.

Существует легенда о том, как свой 40-дневный молебен провёл в Шахи-Зинда и духовный глава самого многочисленного суфийского ордена накшбандия - Бахауддин Накшбанди. Ежедневно поминая Бога и поднимаясь ступенька за ступенькой по высокой Лестнице, вскоре он достиг ее верхней площадки. В тот же момент он увидел стремительно надвигающегося на него всадника на белой лошади. Мгновение и суфий думал, что его затопчет лошадь, но всадник, внимательно всматривающийся в лицо мастера, так же внезапно остановил лошадь и о чём-то спросил великого суфия.

Изумлённые паломники, наблюдавшие за этим происшествием снизу, видели, как, окончив разговор, неизвестный всадник развернул лошадь и исчез в той стороне, откуда он так неожиданно появился. Согласно легенде, то был сам Куссама ибн Аббас, решивший испытать великого мастера на вершине его Путешествия.

После этого мавзолей привлёк к себе еще большее количество паломников, которые совершали свои молитвы в ночь с четверга на пятницу. Они распевали молитвы, которые эхом проносились под старинными сводами и арками.

Мавзолей Чашма Аюб

Мавзолей Чашма-Аюб — культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. В настоящее время в нем располагается Музей воды. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. Он неоднократно перестраивался на протяжении XIV—XIX веков. При Тимуре мавзолей был достроен окончательно. Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчивал купол. Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже.

С этим мавзолеем связана легенда о пророке Иове. Было время в Бухаре, когда пустынные ветра властвовали над городом, и жители страдали от засухи. Они молили Аллаха ниспослать им чудо и спасти от засухи. И Всевышний внял их мольбам. В это время через Бухарские земли путешествовал пророк Иов. Он ударил посохом об землю и появился целительный источник, который спас бухарцев от верной смерти. Благодарные жители назвали источник Чашма Аюб – источник Святого Аюба.

...

Читать

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Сперва мавзолей строился только для любимого внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году. Но история распорядилась иначе. Во-первых, всего через три года вслед за внуком последовал и сам Великий Тимур: во время китайского похода он заболел пневмонией и скончался. 

Затем в усыпальнице нашли свой последний приют прославившийся как великий астроном средневековья Улугбек, и другие правители – потомки Тимура – тимуриды. 

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана ученые- археологи вскрыли усыпальницу Гур-Эмир. Раскопки подтвердили, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов. 

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. Тела были забальзамированы. Захоронение же правителя-астронома Улугбека подтвердило версии историков о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого. 

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрыт...

Читать

Сиявуш и Афросиаб

Величественный Арк, на протяжении столетий служивший оплотом всем правителям Бухары, имеет свою историю и легенды. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

В исторических источниках («История Бухары» Абубакра Наршахи) Арк еще называют Кухиндисом. По преданию Арк был построен легендарным героем Сиявушем, женившимся на дочери царя Турана Афрасиаба – легендарного основателя Самарканда. Легенда о Сиявуше и Афросиабе описана во многих средневековых источниках, основанных на народных преданиях. Также эта легенда упоминается в «Авесте» – священной книге зороастризма, которая датируется приблизительно VII-VI вв. до н.э.

 

...

Читать