Как только человек проходит под входным порталом Шахи-Зинды, пред ним открывается мир легенд и тайн. В самом начале комплекса перед посетителями предстает 40-ступенчатая лестница, которая олицетворяет путь покаяния и молитв. Связанное с ней предание до сих пор живо в сердцах людей. Каждый посетитель Шахи-Зинды, будь то верующий или турист, обязательно начинает считать ступени, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов, поэтому сегодня посторонний наблюдатель может с интересом наблюдать, как многочисленные посетители комплекса усердно пересчитывают ступени. Но не многие знают, что следуют более глубокой духовной традиции.

В средние века машад Куссамы был местом паломничества – своеобразной Меккой Средней Азии. В этот период в мавзолее появляется Лестница – символ великой трансформации человеческого духа. Паломники должны были при подъеме на каждую ступень Лестницы декламировать стихи из Корана и размышлять об Аллахе. Некоторые проделывали аналогичный путь в своей душе, сидя под крышей айвана у подножия Лестницы. И только на 40-й день, верующий поднимался по лестнице, ведущей к верхней мечети комплекса и главному мавзолею.

Все это происходило днём. Ночью паломников заменяли мусульманские мистики - суфии, совершая на Лестнице свои песнопения – концентрированные упоминания имён Аллаха. В зависимости от духовной школы, которой они следовали, эти радения были молчаливыми, произносились про себя или громкими с выкриками.

Существует легенда о том, как свой 40-дневный молебен провёл в Шахи-Зинда и духовный глава самого многочисленного суфийского ордена накшбандия - Бахауддин Накшбанди. Ежедневно поминая Бога и поднимаясь ступенька за ступенькой по высокой Лестнице, вскоре он достиг ее верхней площадки. В тот же момент он увидел стремительно надвигающегося на него всадника на белой лошади. Мгновение и суфий думал, что его затопчет лошадь, но всадник, внимательно всматривающийся в лицо мастера, так же внезапно остановил лошадь и о чём-то спросил великого суфия.

Изумлённые паломники, наблюдавшие за этим происшествием снизу, видели, как, окончив разговор, неизвестный всадник развернул лошадь и исчез в той стороне, откуда он так неожиданно появился. Согласно легенде, то был сам Куссама ибн Аббас, решивший испытать великого мастера на вершине его Путешествия.

После этого мавзолей привлёк к себе еще большее количество паломников, которые совершали свои молитвы в ночь с четверга на пятницу. Они распевали молитвы, которые эхом проносились под старинными сводами и арками.

Легенда о Шахи-Зинде

История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев е...

Читать

Площадь Регистан в Самарканде

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, к...

Читать

Сиявуш и Афросиаб

Величественный Арк, на протяжении столетий служивший оплотом всем правителям Бухары, имеет свою историю и легенды. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

В исторических источниках («История Бухары» Абубакра Наршахи) Арк еще называют Кухиндисом. По преданию Арк был построен легендарным героем Сиявушем, женившимся на дочери царя Турана Афрасиаба – легендарного основателя Самарканда. Легенда о Сиявуше и Афросиабе описана во многих средневековых источниках, основанных на народных преданиях. Также эта легенда упоминается в «Авесте» – священной книге зороастризма, которая датируется приблизительно VII-VI вв. до н.э.

 

...

Читать